Деревня Чаломкино свою известность получила знаменитой рекрутской песней и отличными мастерами женских цепочек. Рекрутская повинность в Российском государстве тяжелым камнем ложилась на плечи народа, За ранее зная, что молодой человек, возможно, никогда не вернется в родные края на вечере проводов он пел песню? которую составлял сам, и которая оставалась о нем, Одной из таких, дошедших до нашего времени песен, является "Салымсола вуйыштет" ("На краю деревни Чаломкино"). Эта деревня на горной стороне славилась и мастерами по изготовлению женских цепочек. В 1696 году царский Указ запретил обработку металла чувашам и марийцам, таким образом, и ювелирное мастерство, которое было развито у марийцев наряду с изготовлением предметов домашнего обихода из металла, пошло на спад, Во второй половине XIX века этот промысел возник в деревне Чаломкино, Пошел этот вид ювелирного искусства от крестьянина Ондрикана Никифорова, прослужившего 25 лет в царской армии. Из них он 9 лет находился среди русского населения, там он и увидел это ремесло, обучился ему, и вернувшись в родные края начал изготовление дивных цепочек, В концу XIX века почти каждый жителъ деревни - от мала до велика - занимался промыслом. Чаломкинцы изготовляли цепочки из низкопробного серебра Альпак, в народе его называли "Польское серебро", купленного на ярмарке в Нижнем Новгороде, иногда переплавляли старинные монеты и сами тянули нить. Об этом свидетельствуют металлические орудия труда: пластина для волочения, клещи, формы, фепки (трубочки). На верхнем пламени керосиновой лампы при помощи трубки паяли восьмиколечные, десяти, трех, одно и до 12 колец цепочки. Потом их сдавали старосте, а уж он определял какому купцу или торговцу продавать эти изумительные изделия, Оплата производилась аршинами стоимость одного аршина равнялась 80 копейкам. Для натурального хозяйства крестьянина такой промысел был большим подспорьем. Так же в небольших количествах изготовлялись браслеты, подвески, кресты, которые украшались различным орнаментом в виде цветов или переплетений трав. Украшения расходились как по всей горной стороне, так и по всей России, вплоть до Кавказа. Но как неожиданно возник промысел, так неожиданно он исчез в 1924 году. Сегодня возрождают это старинное искусство супруги Кондаковы. Их ювелирные изделия дышат прошлым, ведь предыдущие поколения смотрели на серебрянные украшения не как элемент роскоши, богатства или наживы, а как на элемент красоты, как на частичку прекрасного3 того что мы называем искусством.