На территории расселения горных марийцев были Акпарсова, Аказина, Кобяшева, Токсубаева сотни, Тохпаева и Яныгитова пятидесятни. Происхо-ждение сотен и десятин, несомненно, древнее. Оно восходит ко временам Золотой Орды. Деление на сотни сохранялось и в Казанском ханстве. Так, в 1547 г. горные марийцы, возглавляемые сотником Атачиком, заявили о своем желании «великому князю (Василию III - А.Г.) служити». После основания Свияжска в 1551 г. «горные люди» посылали бить челом московскому царю «сотных князей и десятных». После принятия русского подданства «горными людьми» государь пожаловал их сотных князей шубами «з бархаты и з золотом». Сотная организация была сохранена и в Российском государстве вплоть до конца XVIII в. Горномарийские сотни названы именами Акпарса, Аказа, Кобяшя, Янгита (Янгина) и других. Устойчивость названий этих сотен объясняется исключительно большими заслугами Акпарса и его сподвижников перед марийцами в период борьбы России за завоевание Казанского ханства. Память об этих личностях сохранилось не только в исторических легендах и преданиях, но и в названиях административно-территориальных делений Козьмодемьянского уезда - «сотен» как в XVI в., так и в последующие столетия. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. И.Я. Моляров, уроженец д. Сиухина, работавший учителем Кузнецовской школы, в 1873 г. писал: «Акпарс жил возле речки Болыная Юнга, в верстах четырех пониже села Чермышево или Еласов, в околодке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперед, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому он занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре, в огромный лес по Суре и Ветлуге». На земле Акпарса в 1583 г. был основан г. Козьмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьем за десять верст от города». В конце XVI - начале XVII вв. возникли русские села Владимирское, Покровское (Большая Юнга), Троицкий посад. В 1625 г. основан Спасо-Юнгинский монастырь, в вотчину которого были переданы лесные, сенокосные угодия и «рыбные ловли». Монастырь расширял свои владения путем насильственного захвата общинных земель ма-рийцев трех деревень (Коптяково, Кадышево, Чермышево) Акпарсовой сотни, что явилось причиной длительных споров между марийцами и монастырскими властями. Кроме того, часть горномарийских селений Акпарсовой сотни во время губернской реформы, проведенной Петром I в 1708 г., была передана в состав Васильского уезда Нижегородской губернии, поэтому в материалах ревизии сделана специальная приписка: «Ахпарысовы сотни, оставшие за отсылкою в Нижегородскую губернию». Такое же замечание имеется в описании деревни Большая Юл Шудермара (Куликалы). Во время проведения генерального межевания в конце XVIII в. «1674 душ черемис были отрезаны к Емангашской волости Васильсурского уезда Нижегородской губернии»6. • Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона (по другим данным - орла).