Церкви и монастыри – это историко-архитектурные памятники, воздвигнутые руками и на средства народные. Они являются свидетелями многих событий, радостей и горестей, дум и чаяний людских.
Село Кузнецово – живописный уголок нашей Горномарийской стороны. Здесь расположен храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
По преданию, выбор этой марийской деревни для постройки церкви оказался чистой случайностью. Первоначально миссионеры Спасо-Юнгинского монастыря намерены были поставить церковь на месте языческой керемети в священной роще вблизи д.Юлъялы. Желая избавиться от такой напасти, юлъяльские жители хорошо угостили монахов и подарили им необузданного жеребца. Из деревни захмелевшие миссионеры выехали на бешеной тройке, которая опрокинула их в лесу около деревни Апшак-Пеляк. «Ну, пусть же будет здесь церковь!» - сказали миссионеры и на месте будущей церкви поставили деревянный крест. Местные марийцы, также не желавшие принятия православной веры, тайком ночью перенесли крест к деревне Пизикнуры, где и была построена церковь. Сегодня при Петропавловской церкви есть Воскресная школа для взрослых и детей. Одна из древнейших, церковь в селе Владимирском.
Старинное с.Владимирское раскинулось на правом берегу красавицы Волги недалеко от Козьмодемьянска. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери – одна из православных святынь Марийского края. В каком именно году сооружена была стрелецкими стражниками эта церковь, записей не сохранилось. Известно только, что храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в 1580 г. у них уже существовал.
До 1917 года в Горномарийском районе действовали 26 храмов. При советской власти церковь была отделена от государства, церковное имущество национализировалось. Лишь с учреждением Марийской епархии в 1993 году это движение обрело новую силу. В настоящее время в Горномарийском районе 11 действующих церквей.
На правом берегу Волги, напротив пос.Юрино, в селе Сумки стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. По своим архитектурным формам этот храм относится к памятникам архитектуры XVIII века, сочетает в себе два стиля – уходящее барокко и новые классические черты.
Около храма есть источник в честь Иконы Почаевской Пресвятой Богородицы. Икона чудотворная, намоленная. Она помогает исцелению физических и духовных недугов.
В связи с разливом Чебоксарского водохранилища храм оказался в зоне затопления. Сейчас он расположен как бы на полуострове: с трех сторон берега омываются водами Волги.
Церковь действующая. Как и в старину, она встречает и провожает своим чарующим видом плывущих вниз и вверх по великой Волге. Как каменный цветок храм украшает волжский косогор, наполняя округу своим серебряным перезвоном.